13 марта 2024

Стэнли Пранин. Современное состояние Дайто-рю Айкидзюцу.

С. ПранинЭта статья должна представлять для большой части наших читателей особый интерес. Несколько материалов этого номера имеют отношение к Дайто-рю Айкидзюцу и его истории, и мне хотелось бы прояснить причины для такого внимания к Дайто-рю – главного предшественника айкидо. Первой и основной причиной является то, что исторически большинство техник айкидо происходит из техник Дайто-рю Айкидзюцу. Вторая причина заключается в том, что в истории айкидо главенствующая роль этого традиционного вида воинских искусств в развитии айкидо долго замалчивалась или сводилась к минимуму.

Постоянные читатели нашего издания узнают, что с начала 20 века сенсей Сокаку Такеда активно занимался распространением в Японии техник Дайто-рю. За 40 лет своей преподавательской деятельности он проводил обучения буквально в сотнях додзё, особенное внимание уделяя тем, кто занимал высокое социальное положение. После его смерти в 1943 году эту работу продолжил его сын, Токимуне Такеда, которого готовили к этой роли с детства. Важнейшим вкладом Токимуне Такеда в дело сохранения и распространения Дайто-рю стало присвоение индивидуальных названий 118 основным техникам из Хиден Мокуроку, и это очень продвинуло процесс обучения и открытия в Японии около 60 додзё Дайто-рю. Его усилия принесли плоды, поскольку сейчас Дайто-рю является наиболее распространённым среди школ традиционного дзюдзюцу Японии.

Основные тенденции в развитии Дайто-рю сегодня.

Современное Дайто-рю развивается в нескольких направлениях. Главная линия представлена сенсеем Токимунэ Такеда, который живёт в Абасири (на Хоккайдо), а также его представителем сенсеем Катсуюки Кондо. В техническом отношении в очень близком родстве с главной линией находится организация Такумакай в Осака, которую в своё время основал сенсей Такума Хиса и которой сегодня руководит сенсей Хакару Мори. 86-летний сенсей Юкюёси Сагава, прямой ученик Сокаку Такеда, представляет другое направление Дайто-рю, имеющее много технических нововведений; его, однако, преподают очень ограниченному количеству учеников. Дайто-рю Айки Дзюдзюцу Кодокай и Дайто-рю Айки Дзюдзюцу Роппокай, возглавляемые сенсеем Юсуке Иноуэ и сенсеем Сейго Окамото соответственно, являются ветвями школы сенсея Кодо Харикава, другого известного ученика Сокаку Такеда. И Дайто-рю сенсея Сагава, и школы Кодокай и Роппокай развивались по разным направлениям главной традиции. Благодаря усилиям сенсея Кацуми Ёнезама Кодокай открыл сеть додзё в США.

Главная традиция, которую организационно поддерживает Дайтокан под руководством сенсеем Токимунэ Такеда из-за его пожилого возраста и не очень крепкого здоровья сейчас переживает переходный период. Поэтому многие обязанности по руководству Дайтокан легли на плечи сенсея Катсуюки Кондо, который живет в Токио и имеет 7 дан. Сенсей Кондо, единственный из живущих ныне инструкторов имеющий сертификат кёдзу даири, недавно получил титул Соке Даири – официального представителя главы школы сенсея Токимунэ. В числе его прочих обязанностей состоят периодические посещения дочерних додзё Японии, а также контроль за развитием традиции Дайтокан Дайто-рю и присваиванием сертификатов степеней Дан за рубежом.

Додзё Симбукан сенсея Кондо в Токио в некоторых отношениях является уникальным. Оно тесно связано со строительной компанией, которой он управляет, и многие её работники занимаются Дайто-рю. В результате этого там сформировалась крепкая группа, значительная часть которой тренируется вместе в течение 20 лет. Стены додзё украшены прекрасными образцами каллиграфии известного дзенского монаха 19 века, мастера меча и каллиграфии Тессю Ямаока. Другой редкий экспонат, находящийся в додзё – иероглиф Бую (воинская доблесть), написанный рукой адмирала Исаму Такесита, который преданно занимался Айки Будо и одним из первых поддержал Морихея Уесиба.

Несмотря на то, что исторически направление Дайто-рю препятствовало обнародованию своих техник, недавно возникла тенденция распространять это искусство более открыто. Например, в 1989 году сенсей Кондо планирует провести турне по Соединенным Штатам, и скоро появится видеоплёнка с техниками Дайто-рю. Он на длительный период открывает двери своих додзё в Токио для иностранцев, желающих заняться серьезными тренировками по Дайто-рю. Сенсей Кондо объяснил мне, что Дайто-рю он рассматривает как До, или Путь, а также как один из возможных способов познакомить мир с культурой Японии. Это можно рассматривать как одну из доброжелательных форм дипломатии, усиливающей положительные связи между Японией и другими странами в нашем тесном мире.

Сенсей Кондо считает, что если бы не Сокаку Такеда, современного айкидо не существовало бы, и я думаю, что другого мнения здесь быть не может. Но, с другой стороны, я полагаю, что то обстоятельство, что Дайто-рю в отличие от сотен школ традиционного дзюдзюцу выжило и сохранило свою силу, обязано усилиям Морихея Уесиба и успеху, которого он добился в развитии и распространении айкидо.

Автор: Стэнли Пранин
Оригинальное название статьи: Daito-ryu aikijujutsu: the present state of affairs by Stanly Pranin
Источник и дата публикации: Aiki News, №79
Автор и дата перевода: Елена Петрова, Алтайский центр айкидо «Сингитай»

Назад