Якудзава Сото. Удары в Айкидо.
На Западе, да и кое-где у нас, в Японии, существует неправильное представление о том, что «в айкидо нет ударной техники», «удары в айкидо только обозначаются» или «удары в айкидо используются только атакующим партнёром». Все эти высказывания абсолютно ошибочны и очень вредны для истинного постижения того воинского наследия, которое оставил нам Морихей Уэсиба под именем «айкидо ваза» (техника айкидо). Из-за этого у многих поклонников боевых искусств, практикующих другие системы и стили, сложилось мнение, что айкидо – это «слащавая система для слабаков и трусов», которые «боятся бить и получать удары», а значит «айкидо - абсолютно неприменимая в реальной жизни вещь». Это ужасно, потому что это – ложь от начала и до конца.
На самом деле, айкидо – это вершина, пик будо – Пути Воина, и если человек отказывается от нанесения ударов, это отнюдь не означает, что он не умеет их наносить или использовать в реальном бою; напротив, он всегда подразумевает их использование, может их нанести, но отказывается от них в силу своего уровня мастерства и развитости сознания. Пока же айкидока не достиг достаточной степени умения в технике айки, ему не только можно, но и крайне необходимо практиковаться в технике атэми – ударов по жизненно важным точкам тела противника, иначе он рискует быть убитым ещё до того, когда он сможет действительно достичь вершины мастерства, на которой сможет сознательно отказаться от жёстких или опасных для здоровья противника техник. Что может быть глупее, чем принесение себя в жертву злу, которое станет насмехаться над тобой тогда, когда отбирает твою жизнь? Нужно с самого начала запомнить, что айкидо не строится на христианской морали (в той её части, что когда тебя «ударили по левой щеке, подставь правую»), и думать так – огромное заблуждение. Хотя, насколько я знаю, многие христианские школы на Западе используют айкидо в своих занятиях именно по этим, совершенно глупым и неуместным параллелям, которые они проводят между «любовью и гуманностью» Уесибы и христианской «любовью к ближнему».
Кроме того, в начале вашего обучения многие техники попросту не будут работать как следует, если вы не используете тот или иной удар. А поскольку они не работают так, как надо, у вас появляется неуверенность в собственных силах или, что во много раз хуже, рождается соблазн использовать не просто поддающегося, но активно способствующего проведению того или иного приёма партнера, что можно иной раз увидеть на демонстрациях техники айкидо некоторыми, с позволения сказать, «сэнсэями».
Другое дело, что в угоду ленивым и изнеженным людям, некоторые, сами не слишком искушённые, инструкторы действительно не преподают технику атэми в своих тренировочных залах, ограничиваясь болевыми контролями и бросками; но это ведёт к извращению учения Морихея Уесибы и полной его профанации. Такой подход нельзя назвать правильным или обосновывать его цитатами о гуманности и любви: одно другое не исключает, но дополняет и обосновывает. Не умея убивать, нельзя полностью осознать, от чего вы отказываетесь, сознательно избегая наносить вред вашему врагу. Одно дело сказать: «я не стану тебя убивать», при этом совершенно не представляя, как это вообще сделать, и совсем другое, сказать то же самое, владея при этом всем арсеналом средств и методов для убийства врага голыми руками. Кроме того, не умея реально атаковать, как можно научиться защищаться от реальных атак?
Да, возможно, атэми не часто используются для ответа на атаку в занятиях айкидо, но они играют важную роль в развитии восприятия наге (проводящего приём). Если наге находится на дистанции, не позволяющей провести эффективный удар, это означает, что он не находится на дистанции, необходимой для эффективного выполнения приёма. Кроме того, применение атэми учит наге и уке (тот, кого бросают) быть внимательными к тому, какие возможности создают атэми. Если наге знает, в каком месте уке уязвим, у него будет возможность выбора способа защиты. Если наге знает, какие возможности у него есть при атаке уке, он не будет надеяться на удачное или неудачное выполнение одной конкретной техники и будет иметь свободу выбора наиболее удачного способа контроля уке. Если не обращать внимание на уязвимые места, которые возникают, когда уке открывается, и возможности, которые при этом появляются, наге скорее всего будет агрессивным и неуверенным в себе. Атэми ваза (техника ударов) необходима для усиления внимания к потенциальной опасности для жизни при исполнении любого приёма.
Чтобы избавиться от деструктивного поведения, вы должны знать, какие возможности разрушения и защиты открыты для вас. Вы сможете сделать грамотный выбор, зная, какой выбор у вас есть.
Автор:
Якудзава Сото
Источник и дата публикации:
"Айкидо - печать тайны", 2006 г.